Ответная любовь

О человеческой способности творить. Говоря о враждебности культа рода христианству, я уже говорил, что зависимость от материала совсем не означает неспособность к творчеству. Также, речь шла о поговорке "когда чума - о творчестве не думают" как о выражении утилитаризма и желания ходить лёгкими путями. А в пассаже об обывателе речь шла против реакционного понимания красоты, о красоте как целостности в связи с духовностью. А ведь творчество есть создание красоты как чего-то целостного, некоей гармонии как связи частей воедино. И притом связи, которая влияет на дух. В главе источник я говорил, что культура вносит в скучный и банальный мир новизну, интересное. Что привычная свобода выбора навязывает готовое, которое не подходит к текущему моменту, что нужно не выбирать из двух, а творить третье. И что настоящее творчество есть преображение, а не уничтожение. В мире рабов, ценящих только то, что важно для плоти и крови, в мире, где царствует разложение, где люди и вещи теряют связь друг с другом, появляется Бог и человек, который восстанавливает связи, который ценит всем, что благотворно влияет на дух. С явлением Сына в мир для падшего человечества начинается откровение не только о Боге, но и о человеке, откровение тайны, "о которой от вечных времён было умолчано" (Рим. 14:24), правды о человеке не только как о твари, но и как о сыне и дочери Божьих, как написано: "Тварь.. ожидает откровения сынов Божиих" (Рим. 8:19). Тварь не имеет свободы, сын имеет, тварь не способна творить, сын способен. Христос, будучи не только Богом, но и истинным человеком, был сыном Всевышнего. Это значит, что во Христе человеческая природа, всякий человек получает первородство, становясь сыном Божьим, что и означает "Церковь первенцев" (Евр. 12:23). Сын же призван творить всё, что Отец творит, сын творит Царство Небесное Словом, как и Отец, ибо написано: "Возьмите.. меч духовный" (Еф. 6:17), и: "Я сделаю слова Мои в устах твоих огнём" (Иер. 5:14), и ещё: "Слово.. всё чрез Него начало быть" (Ин. 1:3).

Говоря о Слове, я говорю не о бессильных движениях воздуха, а о той правде, которая, будучи сказана, озвучена уместно, влияет на дух человека, восстанавливает в рабе его царский дух. "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8:32). Также, поступки человека иногда говорят красноречивее его слов. Как и поступки Христа, они могут засесть в памяти людей и изменить их. В главе "Слово и дело" я пытался передать единство слова и дела в подлинном, целостном, духовном мире.

Это только на поверхности кажется, что человек, - исключительно животное, материальное, плотское существо. Христос открывает правду о том, что рождённый с природой раба может быть сыном Бога, сыном Творца и творцом вселенной. Дух и плоть не только чужды, но и родственны друг другу. Я говорю о том, что человек может и призван к творчеству в силу самой природы духовности как целостности, в силу природы Царства Божьего и мира как плода творческих усилий: я хочу сказать, что человек может и способен творить в силу подвижности, текучести, динамичности бытия.

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.