О роли воображения в отношении к вере, о степени реальности мира. Мир есть определенное состояние между фантазией и реальностью, причем отступлением от нормы, сумасшествием я хочу назвать не только уход в мир индивидуальных фантазий, замкнутость в нем, но и уклон в сторону реальности, окостенение в среде застывших форм, отказ от фантазирования и измену своей мечте. Состояние обывателя есть болезнь, а не норма. Я уже показывал это в центральной главе. В главе "слово и дело" я уже говорил о том, что право существовать имеет не только дело, но и слово, не только реальность, но и мечта. Реальность должна стать воплощенной мечтой, а не воплощением похоти в бездушных кумирах. Свободный дух не замыкается ни в среде отвлеченных фантазий, ни в среде реальности с её фактами. Человек призван быть на мосту между реальностью и фантазией. А его соблазняют берега: чаще всего он животное, вся жизнь которого в чувствах, в идеях и желаниях как в затвердевшей форме духа, которая ограничивает его.
Говорят: "Мир как есть, так и будет. Ничего не изменишь". Я уже затрагивал этот вопрос, говоря об ответственности человека за свои территории. Когда не было света, т.е. была тьма, Бог сказал: "Да будет свет". И стал свет. Это значит, что мир был сотворён, что он поддаётся изменению, творим до сих пор. И творим не только Богом.
Мир гибок и творится, творим, каким бы твердым и неизменяемым ни казался и ни представлялся. Причем эта гибкость - не отражение детского, неустоявшегося разума: твердость и непоколебимость могут быть признаками смерти, отражением крушения, отяжеления, импотенции духа. И отсутствие формы: текучесть, неопределенность, и затвердение есть уклоны. Например, в отношении к истине: в познании её нельзя остановиться, т.к. её форма постоянно меняется, в силу антиномичности и парадоксальности её как бы нет, и, в то же время, она выразима в форме точно так же, как Христос воплотился в человеческой плоти. В Божьем мире материя так же жидка и текуча, как и дух: она задумывалась лёгкой. Только в нашем мире она извращена грехом, падением духа. Но и здесь плоть во Христе с духом одного рода, стала ему родной, вернее вернулась в утраченное состояние.
Эти слова воспринимаются как глупость в среде верующих обывателей, ведь для них большинство вещей и явлений никак не связаны друг с другом. Они, будучи зрячи на различие духа и плоти, но слепы на их тождество, убеждают и заставляют нас поверить в незыблемость мира, некогда сотворённого, некогда небывшего и лишь ставшего таким, каков он есть, благодаря живому существу и духу. Но как тогда возможно воскресение стареющей плоти, преображение разлагающейся Земли?!
Вещество, каким бы твёрдым ни было, состоит, в том числе, из воздуха между электронами и "ядром"; и даже при самой отрицательной температуре, например, в металле, когда отсутствует межатомное движение свободных электронов внешних оболочек, связанные электроны движутся по своим орбитам, словно планеты в космосе. Я хочу сказать, что нет ничего настолько твёрдого, что нельзя было бы сделать жидким или газообразным, и настолько холодно-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.