Примечание к первому изданию

Так называемые "верующие" очень часто критиковали мою связь с философией, имея в виду моё нежелание ограничиваться Библией. Вопрос о философии и человеке - вопрос о ценности человека, о том, что он не червь, не винтик в механизме, не часть чего-то, а целое, универсальное. Это вопрос о ценности его усилий; вопрос неповторимо человеческого. Это борьба с мнением, что всё хорошее в нас пробуждено и есть "не наше", а "Божье", что "мы лишь открыли двери", что мы лишь послушные механизмы, зрячие игрушки, различающие Бога и диавола, заполняющие себя то "Божьим", то "дьявольским". Я считаю такое мнение узостью не только ума, но и души, духа, а также признаком глубокого, духовного рабства. Я приму на рассмотрение и стану разговаривать лишь с тем, кто поднимет вопрос о "плохом" или "хорошем" в какой-либо философии, о несостоятельности определённой философии, но не о необходимости философии вообще, как это свойственно сектантам.

Также, как это ни парадоксально для религиозного сознания, но без истины о высоте, величии, могуществе человеческого естества, Божьего замысла о человеке и истине о несотворённой свободе невозможны ни настоящее покаяние, т.е. и спасение, ни настоящая теодицея. То есть, невозможно ни признать, что человек грешен, в какой-л. мере ответствен за мировое зло, ни как-либо оправдать Бога. Эти две истины - значимые части того камня преткновения, мерила, которым в наше время отделяются идолопоклонники от подлинных христиан, те, кто чрезмерно, сатанически возвышают Бога от тех, кто поклоняются Христу в духе и истине. Есть большое количество христиан "детского возраста", но если они в этом возрасте продолжают находится значительно долго, то это уже не христианство, а идиотизм, т.е. нарушение в развитии.

Я хочу подчеркнуть, что первая ступень обращения в христианство должна быть расширена и углублена: традиционное признание себя грешником, как необходимое условие запечатления Святым Духом, должно обязательно подразумевать признание своей ответственности за сотворённое зло и, в определённой степени, за зло всего мира, каждого человека в отдельности. Этому никак не препятствует учение о совершенстве человека во Христе; обычное учение о неспособности человека быть безгрешным есть объективация, извращённое понимание этой ступени, рационализм и сектантство. Подлинное же принятие ответственности - подлинное покаяние - является началом веры в осуществимость Божьего замысла, началом осуществления его "на земле как на небе".

Эта книга - одна из немногочисленных попыток дать серьёзный отпор скептицизму как явлению, захватившему всю нашу эпоху. В нём существенна только реакция на всё лицемерное, неполное, не соответствующее времени. Но это также проявление поверхностности, глупости и этической безответственности. Обычный скепсис - это защита всего посредственного, ценного только на первый взгляд, проявление отчаяния обрести истину и с её помощью овладеть природой как своей, так и мира. Это выражение общего отчаяния, утраты веры, и наше время открыто в нём признаётся. Но признаётся не

Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.