со скорбью, а с наслаждением, с предвкушением гибели. Это выражение богатства духа в определённом смысле, духовной гордыни. Ведь это и есть антихристианство: гордость и наслаждение неполным и несовершенным.
Есть те, кто могут с легкостью обвинить меня в разрушении традиционных ценностей и приличий, словно Ницше или Сократа. Но я лишь хочу показать в твердых вещах их жидкую, газообразную, текучую составляющую. Таково их ядро, как и ядро Земли по некоторым представлениям. Такова химия ценностей. Люди должны быть людьми, а не животными равнодушными, бессознательными и безответственными. Одевая розовые очки, человек становится зверем, деградирует: начинает вести чисто биологическую, механическую, бессознательную, пустую жизнь. Призвание же и назначение человека, его основное отличие от низших, - сопротивление обстоятельствам, осуществление идеалов, творчество жизни полной и совершенной, полноценной во всех аспектах. За это ратую я, а не за пустоту или уничтожение всего относительного без какой-либо замены, как то может показаться. Думаю, что тот, кто будет кричать о ереси и очернении всех святынь в моей книге, будет типичным тупым и глупым обывателем. Я на протяжении всех глав стремился составить портрет духовно богатого: как обычного "язычника", так и традиционного верующего, чтобы он вгляделся в книгу, как в зеркало, и увидел "грязь" на своём, как он доселе считал, чистом, лице. Человек умный и скромный, искренний и честный рядом с зеркалом увидит и способ очиститься. Так не только объединяются, но и разделяются люди. Я хочу не только мира, но и войны, как написано: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук.12:49). Я хочу, чтобы люди определились, чтобы наступила ясность - наступил день.
Послесловие
Проблема, с которой мы столкнулись ещё в Эдеме, и которую нам приходится решать до сих пор, идёт гораздо глубже материальной неблагоустроенности, политических неурядиц и экологических проблем. Это эгоистическое отделение от тайны другого, это такое самоограничение и уход в собственные мечты и желания, при котором человек слепнет на мир своего ближнего. Так он утрачивает полноту, благодаря которой может общаться с этим ближним, с миром и вообще жить. Верующим я хотел бы сказать: Богом мир не ограничивается, Истина есть и вне Библии, вне определённых деноминаций есть праведные и святые люди. Суть греха заключается именно в ограниченности понимания человека, в добровольной ограниченности: в очернении и уничтожении всего того, в суть чего понимание это проникнуть не в силах. Всё намного серьёзнее, чем обычно мы себе представляем. Обывателю это открывается в редкие минуты - минуты смерти, тяжелого заболевания, утраты чего-либо важного и дорогого сердцу. Затем, в буднях, мы теряем память об этих событиях, либо сознательно забываемся и трусливо бежим от этого факта, от реальности. Я думаю, что розовый обывательский оптимизм и модная психология, которая относит описанные выше экзистенциальные настроения к расстройству "нормальной" психики, - такое бегство и духовная трусость. Согласно Св. Писанию Христос спускался в преисподнюю и это, в противовес традиционному представлению, не иной параллельный мир, а мир наш, наша
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.