-жения насилия и несправедливости, как желание продлить ад человеческого мира в вечности, как перенесение этого ада на вечность. Одно из главных достижений психологии есть та истина, что человек обманывает, прежде всего, себя. Я бы сказал так: человек насилует, прежде всего, себя, и только потом других. И вот главной нравственной задачей является устранение насилия, устранение зла, т.е. поведения, вносящего разложение в храм человеческого тела. Причина же такого поведения - не только иррациональная воля человека, его произвол, но и иррациональная воля Бога и Его произвол по фантазии тех, кто это отстаивают. Вернее представление о беспричинном, произвольном избрании Богом одних - к спасению или в элиту, других - к погибели или в служебные, подчинённые лица. Предубеждение о произволе и игре Божества с самим собой как в решении глобальной судьбы человека, так и в решении его места и назначения в вечности. В этой поверхностной, рациональной схеме нет места человеку, его воле и мнению; нет места диалогу и свободе.
Мне указывали на то, что я якобы не знаком с другими, более умеренными версиями учения о предопределении, но можно ли их назвать учением о предопределении в полном смысле слова? Я хочу сказать, что они превратились уже в нечто иное, например, в учении К. Барта, где Бог принимает во Христе всякого человека и одновременно отвергает Своего Сына для спасения человека. Т.е. это уже не предопределение, так как собственно не затрагивает конкретные личности. Отношение к умеренным версиям как к учению о предопределении есть ни более, ни менее - комильфо: выражение уважения к авторитетам, страха выйти за пределы парадигмы и нарушить модные светские приличия.
В вопросе об оттенках предопределения я ставлю вопрос "есть ли предопределение вообще, в принципе", при этом имею ввиду предопределение даже в малой степени. Если Бог кого-либо как-либо определяет своими действиями - всё, это уже предопределение. Проблема в том, что мои оппоненты не принимают несотворённую свободу, а потому и не представляют, что в свободных существах может быть сила, тождественная силе Божьей: в их умах Бог действует так, как будто никто Ему не может противостать. Теория предопределения отрицает существование зла как воли, как самостоятельной силы, противостоящей Божьей воле. Но идёт великая борьба, и то, что она идёт так долго, означает, что силы сравнимые. Иначе, Бог всё мог бы поправить в самом начале, одним лишь словом. Но Ему приходится воплощаться, жить, страдать с нами, умирать, а не просто говорить слово, т.е. творить.
В обычной теологии всё обстоит так же, как и в царстве кесаря, в мире сём: судьбу одних определяют
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.