верхности и совсем не объясняет происхождения зла. Свободу, через которую тварь склоняется к злу, тварь не от себя имеет, она получила ее от Бога, т. е. в конце концов, она детерминирована (определяема, моё прим.) Богом. Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека.. Традиционная .. теология и ведет к атеизму .. Обычное теологическое понятие о свободе нисколько не снимает с Творца ответственности за зло и муку мира. Сама свобода сотворена Богом, и она проницаема для него в самой своей глубине. Бог .. предвидел роковые последствия свободы, которую он сам и от себя сообщил человеку. Он предвидел зло и страдание мира, который целиком вызван к жизни Его волей и находится в Его власти, предвидел все до гибели и вечных мук многих. И он согласился сотворить мир и человека в этих страшных условиях. Это и есть глубокий нравственный исток атеизма. Наделив человека свободой и ожидая ответа на свой призыв, Он ждет ответа от самого себя, Он заранее знает ответ. Он играет с самим собой.. теология в трудные моменты ссылается на тайну.. Но рационализация тайны уже зашла слишком далеко. И совершенно последовательно нужно сделать вывод, что Бог в вечности одних предопределил к вечному спасению, других же - к вечной гибели. Кальвин и говорит, что Бог творит неравно, одних для вечного спасения, других для вечной гибели. Страшное учение Кальвина имеет огромную заслугу reductio ad absurdum (сведение к абсурду, к нелепости, моё прим.). Он договаривает то, что неотвратимо вытекает из традиционного учения о миротворении." (Бердяев Н.А., "О назначении человека", М.: Республика, 1993., с. 38.)
И в самом деле: если "язычники" уклонились в веру в случай, то верующие - в веру в предопределение. Истина же где-то посредине: в том, что Бог действует в жизни только тех, кто от всего сердца любит Его, - только с ними у Него возникает "резонанс". На всех остальных действует случай как проявление слепых сил природы, той природы, которая осталась без человека, способного ею управлять, - без человека духовного, целостного, сильного. Кальвинистская защита предопределения - плохая теодицея, так как представляет собой уклон, рационализм и ограниченность. Явно благое намерение Кальвина защитить Бога перед лицом языческой веры в фатум, фортуну и случай. Он хотел показать силу Того, кого любил, перед стихиями. Но буквально его воспринимать будет ересью. Я могу принять учение Кальвина только как гиперболу, преувеличение с целью оттенить Божью власть над природой, в том числе и природой человека. "Наибольшую критику во мне вызывает традиционное учение о Промысле, которое, в сущности, есть скрытый пантеизм в наименее приемлемой форме.. Если Бог-Пантократор присутствует во всяком зле и страдании, в войне и в пытках, в чуме и холере, то в Бога верить нельзя, и восстание против Бога оправдано." (Н.А. Бердяев, Самопознание, - М.: Международные отношения, 1990, с.165)
Как в Люцифере, как в первой паре людей могло появиться зло, несовершенство, разложение, смерть? Как существо предопределённое могло злоупотребить свободой? Теологи настаивают на том, что свобода,
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.