Воля Божья о человеке

верхности и совсем не объясняет происхождения зла. Свободу, через которую тварь склоняется к злу, тварь не от себя имеет, она получила ее от Бога, т. е. в конце концов, она детерминирована (определяема, моё прим.) Богом. Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека.. Традиционная .. теология и ведет к атеизму .. Обычное теологическое понятие о свободе нисколько не снимает с Творца ответственности за зло и муку мира. Сама свобода сотворена Богом, и она проницаема для него в самой своей глубине. Бог .. предвидел роковые последствия свободы, которую он сам и от себя сообщил человеку. Он предвидел зло и страдание мира, который целиком вызван к жизни Его волей и находится в Его власти, предвидел все до гибели и вечных мук многих. И он согласился сотворить мир и человека в этих страшных условиях. Это и есть глубокий нравственный исток атеизма. Наделив человека свободой и ожидая ответа на свой призыв, Он ждет ответа от самого себя, Он заранее знает ответ. Он играет с самим собой.. теология в трудные моменты ссылается на тайну.. Но рационализация тайны уже зашла слишком далеко. И совершенно последовательно нужно сделать вывод, что Бог в вечности одних предопределил к вечному спасению, других же - к вечной гибели. Кальвин и говорит, что Бог творит неравно, одних для вечного спасения, других для вечной гибели. Страшное учение Кальвина имеет огромную заслугу reductio ad absurdum (сведение к абсурду, к нелепости, моё прим.). Он договаривает то, что неотвратимо вытекает из традиционного учения о миротворении." (Бердяев Н.А., "О назначении человека", М.: Республика, 1993., с. 38.)

И в самом деле: если "язычники" уклонились в веру в случай, то верующие - в веру в предопределение. Истина же где-то посредине: в том, что Бог действует в жизни только тех, кто от всего сердца любит Его, - только с ними у Него возникает "резонанс". На всех остальных действует случай как проявление слепых сил природы, той природы, которая осталась без человека, способного ею управлять, - без человека духовного, целостного, сильного. Кальвинистская защита предопределения - плохая теодицея, так как представляет собой уклон, рационализм и ограниченность. Явно благое намерение Кальвина защитить Бога перед лицом языческой веры в фатум, фортуну и случай. Он хотел показать силу Того, кого любил, перед стихиями. Но буквально его воспринимать будет ересью. Я могу принять учение Кальвина только как гиперболу, преувеличение с целью оттенить Божью власть над природой, в том числе и природой человека. "Наибольшую критику во мне вызывает традиционное учение о Промысле, которое, в сущности, есть скрытый пантеизм в наименее приемлемой форме.. Если Бог-Пантократор присутствует во всяком зле и страдании, в войне и в пытках, в чуме и холере, то в Бога верить нельзя, и восстание против Бога оправдано." (Н.А. Бердяев, Самопознание, - М.: Международные отношения, 1990, с.165)

Как в Люцифере, как в первой паре людей могло появиться зло, несовершенство, разложение, смерть? Как существо предопределённое могло злоупотребить свободой? Теологи настаивают на том, что свобода,

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.