которую нам дал Бог, отличается от алгоритма, от программы, заложенной в нас. Но такие гениальные умы, как Кант, всё равно приводят нас к априорным качествам, к определённой доле алгоритмов в нас. Хорошо, дал свободу, но что это значит? Какую степень свободы? И свободы ли от Себя? Теологи говорят: "Нет, не от Себя. Человек - существо, во всём зависящее от Творца, вынужденное признать Его превосходство" Хорошо, но как тогда такое слабое существо в принципе могло восстать против существа, на порядок превосходящего его по силам? Когда тощий и хилый бросается на мастера спорта, - разве это не комедия? Я говорю не о том, что попытка невозможна, а о том, что само "восстание", "злоупотребление", даже "зло" в таком случае - слишком яркие слова для грехопадения Люцифера и наших прародителей. Справедливо было бы называть это просто допотопной комедией, но никак не восстанием. Если они были так совершенны, как Бог их создал, - как они могли это совершенство превратить в то убожество, которое мы наблюдаем в обывателе, в его теле и духе? Либо нам не всё говорят, либо не могут сказать, потому что сами не понимают. И зачем при этом настаивать на том, что Бог волшебным образом обратит зло в добро? Невинному страдальцу, той же знаменитой девочке из Братьев Карамазовых Достоевского, от этого ничуть ни легче. Цена, которую уже заплатили многие, и ещё заплатят за этот эксперимент слишком высока, неадекватна цели, которая в результате этого эксперимента достигается. Кому нужен этот эксперимент, Богу и ангелам для защиты от дьявола? Оскорбительна сама мысль, что над нами производят эксперименты, что мы являемся средством для достижения чьих-то целей. Те, кто замечают это несовершенство в теологической мысли - естественным образом будут отвергать Бога, вернее пародию на Него в виде традиционной ограниченной мысли.
Очевидно, что для существа предопределённого, живущего по заложенному в нём алгоритму, зло как разложение, несовершенство, злоупотребление свободой - слишком большое изменение. Ничуть ни менее очевидно, что это слишком большой скачок и для существа совершенного, но во всём зависимого от его Творца, т.е. существа слабосильного, и не такого уж и свободного. Из традиционного богословия выходит, что Бог дал ограниченную свободу, полусвободу, не свободу в определённом смысле. Если бы хотел дать настоящую, полную свободу - дал бы свободу от Себя, способность быть определяемым не Им, а самим собой. И для этого дал бы все необходимые блага. То есть, сделал бы человека автономным. И сделал бы человека равным Себе: что-то типа сына или дочери. Ничего в этой картине нет вам знакомого? Как раз на этом я и настаиваю: что человек - родственное Богу существо, и, в определённом смысле, не тварь вовсе. Теологи будут возмущаться и указывать на миллион фактов реальности, но объяснить факты противостояния человека реальности, поступки невыгодные, героические, в ущерб благосостоянию, здоровью и даже жизни, по-настоящему не смогут. Потому что не смогут додумать собственную мысль до конца. И понять друг друга, и противостоять друг другу могут лишь существа одного вида или класса, существа родственные. В принципе, комично заявлять о восстании карти-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.